Штрафы до 500 тыс. рублей и 120 дней на получение лицензии: что нужно знать о новых правилах в сфере автобусных перевозок

9 Января 2019

    Автор материала: Диана Авакян
    С 1 марта 2019 года любая деятельность по перевозке людей автобусами должна лицензироваться. Подробнее о нововведениях ИА «Татар-информ» рассказал заместитель начальника Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Ространснадзора Радик Рамазанов.

    Радик Вахитович, как сейчас обстоят дела в сфере пассажирских перевозок?

    У нас в России в целом давно назрела проблема на рынке пассажирских перевозок. Законодательно получилось так, что на этом рынке начали превалировать заказные перевозки, которые экономически выгоднее и не требуют получения лицензии. Все это привело к тому, что у нас и на регулярных маршрутах начали работать под видом заказных перевозок.


    Например, для маршрута Казань — Челны проводится конкурсная процедура, определяется победитель, который начинает обслуживать этот рейс. К сожалению, на таких маршрутах начали появляться заказные перевозчики, которые без всяких конкурсов осуществляют регулярные перевозки, тем самым создавая недобросовестную конкуренцию. Только за период проведения чемпионата мира по футболу тремя так называемыми заказными перевозчиками на данном маршруте перевезено более 32 тысяч пассажиров, не туристов!

    Какие меры были приняты в стране, чтобы устранить проблему?

    В связи с этим в прошлом году ввели статью 38 Федерального закона № 220 о регулярных перевозках пассажиров, о том, чтобы не создавать недобросовестную конкуренцию регулярным перевозчикам, которые, пройдя конкурсную основу, встали на этот маршрут. Были введены определенные ограничения, но, тем не менее, эта ситуация все-таки остается достаточно сложной.


    Поэтому 30 октября 2018 года Президент России Владимир Путин подписал закон о совершенствовании лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Этот закон предписывает обязательное лицензирование перевозку людей автобусами.

    Главные цели закона: наведение порядка в сфере пассажирских перевозок, упорядочение на этом рынке только тех, кто добросовестно выполняет все требования, которые предписаны в нашем законодательстве. Кроме того, речь идет о создании определенного российского реестра всех пассажирских транспортных средств, оснащенных для перевозки более 8 человек.

    Сколько транспортных средств в Татарстане подлежат лицензированию?

    В Татарстане порядка 17 556 автобусов, и почти все эти автобусы должны пройти через процедуру лицензирования. Перевозчики должны получить лицензию на осуществление деятельности. Сейчас в Татарстане всего 226 лицензиатов. Представьте, сколько нам еще предстоит выдать лицензий.


    Кстати, еще одно нововведение — перевозчикам надо подавать уведомление о начале деятельности, копия которого всегда должна быть у водителя транспортного средства, с обязательной отметкой госоргана о принятии этого документа.

    Раньше в обязательном порядке этого не было прописано, необходимо было просто подавать это уведомление, теперь это уведомление надо возить с собой всегда.

    Какие виды перевозок будут лицензироваться?

    Лицензированию будут подвергнуты все владельцы транспортных средств, оснащенных для перевозки более 8 пассажиров. То есть это и коммерческие перевозки, куда входят регулярные пассажирские перевозки и заказные перевозки. И, самое главное, лицензированию подвергается деятельность по перевозке иных лиц автобусами, в том числе и для собственных нужд.


    Если у вас есть автобус, вы должны пройти процедуру лицензирования и ваш автобус должен попасть в реестр. В соответствии с этим реестром вы уже можете осуществлять свою деятельность по перевозке пассажиров. Сюда же входит общественный транспорт.

    Какие есть исключения?

    Лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральных органов исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных сил Российской Федерации, войск Национальной гвардии, следственных органов Следственного комитета. Также лицензирование не требуется и в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.

    В остальных случаях, даже если в каком-то предприятии имеется один автобус, который используется для собственных нужд, владелец транспортного средства должен пройти процедуру лицензирования.

    Куда надо будет обратиться для получения лицензии?

    Лицензирующий орган — это наша организация, Средне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Мы находимся по улице Ершова, 31а. На сайте наши координаты также указаны.


    Как будет выглядеть эта процедура?

    В настоящее время в Правительстве Российской Федерации находится на утверждении проект Положения о лицензировании, поскольку старое Положение не соответствует ФЗ № 386.

    Сколько будет стоить получить эту лицензию?

    Этот вопрос прорабатывается. Если говорить о государственной пошлине, на сегодняшний день это 7,5 тыс. рублей.

    С какого момента вступает в силу закон?

    Лицензирование по новому закону начинается с 1 марта 2019 года. Перевозчикам для получения лицензии дается 120 дней. То есть 1 июля 2019 года все потенциальные лицензиаты (перевозчики) должны получить лицензии, чтобы иметь право эксплуатировать транспортное средство.

    Для тех, у кого уже есть лицензия, — нужно переоформлять ее?

    Надо пройти процедуру переоформления, но переоформление — это для того, чтобы войти в единый реестр всех автобусов, которые будут эксплуатироваться на территории России. Реестр как раз к 1 марта должен быть создан. В этот реестр будут включены все регистрационные данные автобусов, которые получили лицензию. И при проведении контрольно-надзорных мероприятий любой инспектор Автодорнадзора будет иметь возможность проверить, имеется ли автобус в этом реестре, чтобы принять конкретные меры к нарушителям.


    Кроме того, если на конкретный автобус владельцем получена лицензия и он включен в реестр, то на этот же автобус другой владелец уже не сможет получить еще одну лицензию. То есть несколько лицензиатов не смогут пройти процедуру лицензирования с одним автобусом.

    Какие грозят штрафные санкции в случае неисполнения законодательства?

    В Кодексе об административных правонарушениях есть статья 14.1.2 – осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии. Она предполагает наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере 50 тыс. рублей, на индивидуальных предпринимателей — 100 тыс. рублей, на юридических лиц − 400 тыс. рублей.

    Есть вторая часть — это повторное совершение административного правонарушения. Опять-таки для граждан штраф в размере 50 тыс. рублей с конфискацией транспортного средства — это, я подчеркну, очень важный момент. На должностных лиц — 50 тыс. рублей, на индивидуальных предпринимателей — 100 тыс. рублей с конфискацией транспортного средства, на юридических лиц — 400 тыс. рублей с конфискацией или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Это те санкции, которые у нас предусмотрены.

    Вы упомянули, что давно назревали эти изменения. Что послужило толчком для их принятия?

    Посмотрите на последние аварии. Только в этом году в России произошли десятки катастроф с участием автобусов! ДТП с автобусом – это всегда трагедия, более 10, а в последнее время 12 – 15 человек становились жертвами и в соседних республиках и в целом по России. Об этом же постоянно в СМИ говорится.


    Дошло до такого, что заказные перевозчики совершают аварии между собой с большим количеством погибших и пострадавших.

    В последнее время в Казани наблюдается всплеск аварий с участием красных автобусов. Как управление оценивает эти случаи?

    Работа Госавтодорнадзора тесно связана с аварийностью на дорогах. Мы контролируем транспортное законодательство, которое неразрывно связано с вопросами безопасности дорожного движения и имеют огромное влияние. Речь идет о том же самом режиме труда и отдыха водителей, всех тех аспектах, которые влияют на вопросы утомляемости водителя, на его адекватное поведение на дороге, а также правильную эксплуатацию подвижного состава.


    фото: ГУ МЧС России по РТ

    В рамках соблюдения транспортного законодательства мы совместно с ГИБДД проводим целенаправленные рейды, где как раз и со стороны сотрудников Ространснадзора пристальное внимание уделяется вопросам контроля и соблюдения режима труда и отдыха водителей. Если Госавтоинспекция больше внимания уделяет соблюдению правил дорожного движения, скоростного режима, технического состояния транспорта, то мы уже контролируем режим труда и отдыха.

    Уровень аварийности на городском пассажирском транспорте остается достаточно высоким. Причем половина всех аварий, где люди получили увечья, связаны с падением пассажиров. В каких-то случаях и пассажир сам виноват, не будем отрицать, не держатся в общественном транспорте. Где-то, конечно, и водитель превышает скоростной режим, не очень адекватно ведет себя на дороге. Где-то превалирует и погоня за пассажиром.


    Один из путей, чтобы избежать погони за пассажиром, — это создать график и отойти от плановости у водителя. Чтобы водитель не отвечал за выручку, а отвечал только за соблюдение правил дорожного движения и режим движения. В этом направлении какие-то выводы, думаю, будут у нас сделаны.




    Самое читаемое
    Комментарии







    Интервью

    «Разгильдяйство опаснее любого износа оборудования»: Борис Петров – о цифровизации промбезопасности, МСЗ под Казанью и сериале «Чернобыль»

    Руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров в интервью гендиректору АО «Татмедиа» Андрею Кузьмину рассказал, почему инспекторы больше не будут давать слабину при проверках, должны ли собственники предприятий нести ответственность за аварии и что он думает по поводу мусоросжигательного завода в поселке Осиново.

    Интервью

    Елена Кузьмичева: «Мои приоритеты – защита социальных и трудовых прав татарстанцев»

    О том, как механизм предварительного голосования «Единой России» помогает находить решения острых проблем, какие задачи стоят в области защиты трудовых и социальных прав жителей республики и что изменилось в этой сфере за последние годы, в интервью корреспондентам ИА «Татар-информ» рассказала председатель Федерации профсоюзов Татарстана Елена Кузьмичева.

    Интервью

    Минтимер Шаймиев: «Будущие выпускники новых полилингвальных школ — это высокообразованные люди»

    Вслед за возрождением Болгара и Свияжска Государственный Советник Татарстана начал работать над проектом полилингвальных образовательных комплексов, где дети будут получать образование на трех языках. Во второй части интервью Андрею Кузьмину Минтимер Шаймиев рассказал, почему не смог остаться равнодушным к вопросам образования и родного языка и чем будут отличаться новые комплексы от элитных школ.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна