«Монах и бес»: как Николай Досталь смог рассказать о добре и зле с улыбкой

9 Сентября 2017

Прочитано: 562 раза

Фото: Михаил Захаров
Автор материала: Динара Сиразеева
Корреспондент ИА «Татар-информ» рассуждает о том, как фантастическая комедия Николая Досталя незаслуженно прошла мимо зрителя и почему эту оплошность надо устранить.
Фильм «Монах и бес» открыл программу «Ретроспектива Николая Досталя» в рамках XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Разбираемся, почему увидеть эту фантастическую комедию на большом экране — большая удача.

У «Монаха и беса» интересный сюжет, который выбивается из общей массы продуктов российского кинематографа. Странника Ивана Семеновича (Тимофей Трибунцев) с малых лет преследует бес по имени Легион (Георгий Фетисов). Главный вопрос фильма — что перетянет, добро или зло?



Хронометраж киноленты — 2 часа, но от него не устаешь, напротив, хочется больше, некоторые моменты будто бы не полностью раскрыты. Во-первых, непонятно, почему Иван Семенович словно бы в один момент соглашается отдать душу взамен на поездку в Иерусалим к Храму Гроба Господня. Кроме того, не ясно, как странник и бес оказались в России после Мертвого моря, ведь Легион очеловечился и не мог перемещаться по воздуху, как было прежде.

Условно «Монах и бес» делится на две части: первая — более комическая, а вторая — философская. Об этом говорит и сам Досталь:

«Не настраивайтесь на комедию, хотя ее называют фантастической комедией, православной комедией — по-разному. Эта картина о серьезном и о важном для нас, создателей, но снято с улыбкой, с иронией. Там есть гротеск, фарс. Вы будете смеяться, особенно в первой половине, а во второй вы будете удивляться, мол, пришли на комедию, а нас тут перестали веселить. Поэтому эта картина для меня не развлекательная, это серьезная картина».



При этом и в той, и в другой половине фильма игра Тимофея Трибунцева безупречна (режиссер уверен, что это его лучшая роль). Сначала Трибунцев — странник, который читает по десять пословиц в минуту, показывает фигу и корчит рожи. Потом он глубоко верующий человек, который даже к бесу относится снисходительно и называет Легиошей. Именно Иван безо всяких чудодейственных сил, в отличие от Легиона, спасает ослабевшего после святых мест беса. В этом ему помогают молитвы.

Если говорить о религиозной, а если быть точным, о православной составляющей, то она не должна пугать зрителя. Здесь нет отталкивающих нравоучений и фанатичных разговоров о Боге, при этом чувства верующих ни коим образом не оскорбляются. 



«Я с опаской всем показывал картину, и вот абсолютно разные люди — я сейчас назову фамилии, вы их всех знаете —картину приняли позитивно. Это Андрей Кураев, Всеволод Чаплин, Владыка Тихон Шевкунов — все приняли картину очень хорошо. А потом, когда меня вдруг неожиданно пригласили на юбилей Святейшего в Храм Христа Спасителя, я узнал, что Святейший тоже смотрел картину и тоже сказал: „Вполне православный фильм“, — сказал Досталь. — Кстати, я сегодня встречался с вашим муфтием, рассказывал про картину, и он сказал: „Обязательно посмотрю“».



Хотя кинолента относит нас в царские времена (кстати, за сцены с участием Никиты Тарасова в роли императора Николая I отдельное спасибо), фильм удивительно современен. Наверно, дело в юморе: «Лежу в своей кроватке, только глаза разлепил. А маменька моя ласковая уже рога себе накрутила», — говорит Легион. Бес в этом фильма — очень обаятельный и находчивый.

Или вот еще диалог: 
Иван Семенович: Сатана, прости Господи, он как?..
Легион: В каком смысле?
Иван Семенович: Ну... как человек?..
Легион: Очень эффективный руководитель.
Иван Семенович: А ведь ты его не любишь, Легион.
Легион: А я и не скрываю. Я его ненавижу. У нас так принято. Сильно надоел. Но заменить пока некем.
Современны в этом фильме и проблемы России, правда, некоторый зритель может и поспорить — мол, тема избитая. Да, пороки страны типичные — жадность, коррупция, чиновничья глупость, даже о плохих дорогах в фильме сказано! Но приятно, что все в духе Гоголя и Чехова.



Если говорить об аналогиях, которые вызывает фильм, то вся эта мистика навевает мысли о сериале «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко. И здесь, и там нечистая сила не отталкивает зрителя, напротив, привлекает умом и уморительными шутками. Если говорить о религиозной составляющей, то вспоминается «Остров» Павла Лунгина — очень уж похожи герои Трибунцева и Мамонова. Они оба нарушают заведенный порядок в православных местах порядок — постоянные шутки и чудачества. При этом зритель видит чистоту души этих героев, желание стать лучше, чем они есть, а также любовь и заботу, которую они проявляют к окружающим.

Подводя итог, хочется сказать — фильм достоин просмотра и даже повторных просмотров. Современный юмор, философский смысл, потрясающая игра актеров и оригинальный сценарий выгодно выделяют его из других работ отечественных режиссеров. Зрителю не стоит бояться, что «Монах и бес» задавит православной составляющей, и уж тем более глупо перед просмотром ориентироваться на сумму кассовых сборов.



Хотя на фильм «Монах и бес» Николая Досталя по сценарию Юрия Арабова потратили 130 млн рублей, собрал он лишь $ 71000, то есть около 4 млн рублей. Режиссер сетует, что и так с трудом собрал 130 млн рублей, поэтому найти средства на рекламу не удалось. 

«Если говорить о другой стороне, о деньгах, то я примерно 4 года искал бюджет на эту картину, потому что это недешевая картина. Она не современная, историческая. То, что выделяет государство, это всего половина от нужной суммы, а вторая половина... Я долго искал продюсера, 4 года отказывался от других, более выгодных телевизионных проектов, на которые деньги всегда находятся. Наконец я эту картину снял!», — сказал Досталь.

При этом картина была удостоена 4 премий «Ника» — «Лучшая мужская роль» (Тимофей Трибунцев ), «Лучшая мужская роль второго плана (Борис Каморзин)», «Лучший сценарий» и «Лучший звук». Удивительно, насколько разнятся кассовые сборы с оценкой экспертов и критиков, но фильм однозначно достоин просмотра.


Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+