Татарская эстрада: назад в советскую эпоху?

12 Марта 2018

Фото: Салават Камалетдинов, Ильнар Тухбатов, Султан Исхаков
Автор материала: Рузиля Мухаметова (перевод, www.intertat.tatar)
Чтобы направить на «путь истинный» современную татарскую эстраду, в республике будет организован экспертно-консультативный совет по вопросам эстрадного искусства.

Глобальные реформы в татарской эстраде продолжаются. Отныне порядок в эстраде будет наводить экспертно-консультативный совет. Известно, что он будет находиться под покровительством Минкульта, а будет ли он госорганом, или будет работать исключительно на общественных началах, – пока неясно.

Министр культуры обозначил главные проблемы современной эстрады:

1.      Средние вокальные данные исполнителей;

2.      Отсутствие вокальной школы и культуры;

3.      Плохой репертуар;

4.      Плохое качество аранжировок.

И сам же в своем выступлении на коллегии ведомства предложил способ решения проблемы – создание «Экспертно-консультативного совета по вопросам развития эстрадного искусства в Республике Татарстан», который будет организован в сотрудничестве с продюсерами, организаторами шоу-бизнеса и профессиональным музыкальным сообществом. Проект готов. Список членов почти готов. И больше по этой теме нет никакой информации.

Вероятно, совет будет так или иначе связан с компанией «Барс-медиа». Коль сам президент посетил сие общество и ознакомился с его деятельностью – тут должно было быть логическое продолжение.

С просьбой разъяснить ситуацию с созданием совета, а главное, определить роль «Барс-медиа» во всей этой истории, мы обратились к председателю совета директоров «Барс-медиа» Марату Гараеву. Хотели узнать, на какую помощь могут рассчитывать исполнители, которые не сотрудничают ни с одним из продюсерских центров. Хотели выяснить, чем совет поможет певцам, не прошедшим высшую вокальную школу, но снискавшим любовь слушателей. Известно, что к настоящему времени подготовлены методические разработки по вопросам организации концертов и фестивалей. Мы спросили прямо: «Значит ли это, что все эстрадные концерты и фестивали будут проходить только по разрешению совета и только при помощи совета?» Хотели получить информацию о том, как талантливых татарских исполнителей собираются продвигать на федеральном уровне. И, конечно, нас интересует, будет ли совет участвовать в организации фестиваля «Ветер перемен» («Узгэреш жиле»). Но компания отказалась от комментариев, заявив, что не будет отвечать на наши вопросы.

Реформа эстрады: мнение экспертов

Реформа татарской эстрады началась давно. Первый и, пожалуй, главный его шаг – определение стандартов модели качественной эстрады. Почти сделали это. «Ветер перемен» – яркий тому пример. На сцене фестиваля представитель татарской эстрады с хорошим вокалом, используя хорошую аранжировку, исполняет лучший репертуар – значит, стандарты определены.

Дело за малым: подогнать под эти стандарты всю эстраду. Как раз эта задача, как я понимаю, и будет возложена на новый орган – экспертно-консультативный совет по вопросам современной татарской эстрады при Министерстве культуры РТ.

Как этот самый совет будет решать проблемы, озвученные министром, и что будут делать с исполнителями, никак не попадающими под стандарты, но полюбившимися многими слушателями и зрителями – одному Богу известно. Как говорит популярный певец Фирдус Тямаев, лишь бы это не привело к монополии.

Кого именно министерство включило в список экспертов – тоже неизвестно. Поэтому я была вынуждена составить свой «список экспертов», которым и задала интересующие меня вопросы.

Венера Ганеева предлагает свою кандидатуру

«В корне не согласна со словами министра. Это неверная оценка», – заявила народная артистка Татарстана и России, «мама» фестиваля «Ветер перемен», наставник исполнителей татарской эстрады, профессор Венера Ганеева. Она имеет в виду слова министра: «как правило, средние вокальные данные певцов, отсутствие вокальной школы...».

«Слова о низком качестве эстрады три года назад прозвучали из уст Президента Татарстана. В том же году появился «Ветер перемен» с участием звезд нашей эстрады. Если у нас есть исполнители, способные петь с оркестром – наша эстрада не может быть слабой. 70% татарской эстрады занимают воспитанники нашей кафедры. Вадим Захаров, Алина Шарипзянова, Раяз Фасыхов собирают залы на своих концертах. Можно ли назвать их низкопробными? Наших звезд зовут выступать на правительственных концертах перед высокопоставленными гостями. Если эстрада низкопробна, почему министерство выдает нам почетные звания?», – замечает Ганеева.


Венера Ганеева предложила свою кандидатуру в качестве эксперта комиссии. «Там должны сидеть профессионалы с опытом», – считает она. По ее мнению, качественной эстрад может сделать небольшое изменение – преобразовать Казанский институт культуры в базу для эстрады. «Принимать в учебное заведение поющую талантливую молодежь и начать воспитывать эстрадных певцов нового поколения», – подчеркнула профессор.

«У Примадонны есть рецепт, но, если ее не позовут экспертом, его никто не узнает», – уверена Зайнап Фархутдинова.

«Если мы вместе с Зайнап войдем в число экспертов данного совета, у нас есть конкретные идеи и точные рецепты – мы с радостью примем приглашение», – отметил Зуфар Билалов.

Но пока по этому вопросу к ним не обращались, говорят эксперты.


Фирдус Тямаев считает, что в экспертный совет нужно звать доярок

Один из самых кассовых артистов современной эстрады, популярный Фирдус Тямаев тоже не против быть экспертом. По мнению певца, наряду с представителями министерства и кассовыми исполнителями в совет экспертов нужно включить людей из народа – например, доярок и водителей.

На счет выражения министра «средние вокальные данные» у Фирдуса есть свое категоричное мнение. «Взгляните в историю: у кого из легендарных исполнителей было вокальное образование? Все они завоевали любовь зрителя талантом, данным Всевышним. Кроме вокала у исполнителя есть еще энергетика, – поделился он рассуждениями. – Что касается Татарстана, я бы не сказал, что у нас есть сильные вокалисты. Возьмем русскую эстраду, у Газманова есть вокал? Я, например, фанат Кузьмина. Его можно назвать плохим певцом, судя по его вокалу? Хороший вокал на русской эстраде разве что у Баскова…»


По словам Тямаева, аранжировки у нас также не уступают в качестве, наши делают его «на тех же американских программах». А к известному аранжировщику Марату Мухину обращаются даже из Москвы.

«Если мы сейчас будем говорить о живом звучании, то билеты на концерты будем вынуждены поднять до трех тысяч. Артисты русской эстрады могут себе это позволить, мы – нет. Допустим, позвать Лепса выступить у нас обойдется республике в 12 миллионов рублей, а Тямаев споет за 70-80 тысяч, и то замучают, пока их получишь. А тем временем нам надо прокормить себя, еще 14 человек команды, отдать за аренду, заплатить директору клуба… – пожаловался популярный артист. – Что они сделают мне с советом? Разве что не пустят на радио и телевидение».

Против народа ведь не пойдешь. Мы потихоньку развиваемся. Я пою живым голосом под баян, взяли в труппу гитариста, приглашаем саксофониста, кураиста из Уфы. Многие исполнители перестали выходить под фонограмму. Сколько пересудов было на эту тему, а ведь не всегда и не везде можно петь живым голосом. Стадионы, например, живым голосом не взять. А в «Пирамиде» не разрешают ставить свою аппаратуру, чтобы не портить видеоряд. Мы расставляем по десять колонок – зритель слышит каждый наш вздох – вот как мы привыкли работать».

«Есть певцы с образованием, есть просто талантливые исполнители. Есть артисты с хорошими вокальными данными, но зритель его не воспринимает, значит, нет энергетики, изюминки. Когда нет контакта со зрителем – тут ничего не поделаешь. Получается, я чем-то взял слушателя, – продолжил Фирдус. – В свое время я хотел брать уроки вокала, один умный человек остановил. «Займешься вокалом – потеряешь харизму перед зрителем», – сказал он. А любовь зрителя нам крайне важна.

Если экспертно-консультативный совет будет помогать реальными советами, то он вполне имеет право на существование. Но «Барс-медиа» – бизнес-компания. Если совет будет принадлежать ей, они могут поставить условие допускать песни, записанные только у них. Если они потребуют контракт с «Барсом», это уже будет монополия», – выразил обеспокоенность популярный исполнитель.

Салават Миннеханов: Салават Миннеханов – это качество, иногда я советуюсь с «Барсом!»

«Я уважаю министра. Он креативный человек. Но как он будет фильтровать эстраду? – задается вопросом Салават Миннеханов. – Чего добьется Айрат Миннемулович, вводя фильтр? Кого-то не пустят на радио-телевидение или не выпустят на сцену ДК республики? Честно говоря, радио и телевидение скоро сойдут на нет, будущее – за интернетом».

Салават Миннеханов любит повторять об исключительном качестве своей продукции: «Мы крайне серьезно относимся к качеству продукции. Бытует даже мнение: говоришь Салават Миннеханов – подразумеваешь качество, говоришь качество – подразумеваешь Салават Миннеханов», – похвастался артист, обстоятельно рассказав, что клипы они снимают на такие же камеры, какие были задействованы в съемках «Властелина колец» и «Трансформеров», не связываются абы с кем, а обращаются к лучшим аранжировщикам и монтажерам Татарстана, и их ролики на Youtube смотрят примерно полтора миллиона человек.

«Барс-медиа» – единственный продюсерский центр, который делает реальный шоу-бизнес. Они хорошо понимают татарскую эстраду. Иногда я и сам с ними советуюсь, они крайне компетентны, – поделился Миннеханов, который и сам когда-то завоевал известность через «Барс». – Кто, если не они? Это их котел, и они там варятся не первый год. Главное – сохранить объективность и не занимались продвижением лишь своих подопечных. Какое отношение будет к артистам, не работающим с компанией? Так же и с министерством. Есть определенная каста – они выступают на международных мероприятиях, зарубежных сабантуях. А что делать остальным и мне в том числе?»

По словам Салавата, специального музыкального образования у него нет, но он получал частные уроки по вокалу. «Диплом – не показатель. Показатель – профессионализм, опыт и стремление», – подчеркнул он и пожелал министру успехов.

Ландыш Нигматзянова: Без помощи татарская эстрада сойдет с дистанции!

«Я считаю, [совет –] вещь необходимая, – высказала мнение Ландыш Нигматзянова. – Как я понимаю, если государство вложит силы в развитие эстрады, станет легче и артисту».


«Мы говорим, что у эстрады дела совсем плохи… Конечно, без помощи так оно и будет. Чтобы артист выступил на ура, важны не только лицо, одежда или репертуар исполнителя, но и сценическое оформление, хореография. Если государство возьмет под свой контроль, скажем, определит какой-то план, то это будет помощь артисту», – считает певица.

Айдар Галимов: Нам не нужен карательный орган!

Народный артист Татарстана и Башкортостана Айдар Галимов считает, что татарская эстрада сама должна решать свои проблемы. «Конечно, современная эстрада далека от идеала, но и плохого сказать не хочу. Есть положительные стороны, но и есть еще над чем работать, – говорит он. – Есть конкуренция, и это хорошо. Техническая сторона тоже на уровне. Эстрада превращается в шоу-бизнес, но в противном случае она может остановиться в развитии – эстрада не может сидеть на шее государства. Главный момент в том, что совершенствуя техническую сторону – аранжировку, свет, голос, спецэффекты, мы зачастую забываем о самой песне».


Айдар Галимов заметил, что к организации экспертно-консультативного совета он относится с сомнением. «Кто войдет в экспертный совет? Может быть, соберутся авторитетные эксперты. Но не станет ли он карательным органом? Если это будет орган чиновников, который по своему желанию будет исключать и выгонять из эстрады, то такой совет не нужен! Таким образом эстраду на путь истинный не поставить. Если это будет консультативный орган, который направит, посоветует, как лучше, поможет и поддержит – пожалуй, да. Но это не должно превратиться в бюрократию. Эстрада должна сама себя исправить», – считает Галимов.

Альберт Исмаил: Казань все еще остается центром колхоза

«Это полный абсурд, – считает креативный музыкант Альберт Исмаил. – Компания, главным образом занимающаяся коммерческой деятельностью, не может участвовать в работе такого органа. Почему она может брать на себя функции госоргана? Безвкусица и испорченность в эстраде исходит из того же «Барс»а. Я не верю, что министр наведет порядок в эстраде. Таких кадров почти нет. Казань была и остается центром колхоза. Большая деревня. Не все решается в мире деньгами. Это ведь не спорт…»


Зуфар Хайрутдинов: Совет пахнет советской эпохой

«Это ущемление демократических прав. Каждый поет, как он хочет, и одевается, как ему нравится. От идеи «упорядочить» эстраду несет «советщиной», – поделился мнением народный артист Татарстана Зуфар Хайрутдинов. – Народ сам должен решать. Если он тебя принимает – поешь, если нет – не поешь. Вот и все! Указывать сверху: «Ты это не надевай, ты это не пой!» – это уже цензура получается. Кто бы ни участвовал в совете, если этим занимается правительство – это не есть хорошо».






Самое читаемое
Комментарии







Культура

Гиги Дедаламазишвили из группы Mgzavrebi: Нет цели угодить всем – пусть послушают на грузинском

27 ноября на сцене ресторана «Максимилианс» грузинская группа Mgzavrebi представила свой седьмой альбом Geo, солист группы рассказал ИА «Татар-информ» рассказал об особенностях российского тура, чем ему нравится Казань, и насколько востребованы в России песни на грузинском.

еще больше новостей

© 2018 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Телефон +7 (843) 222-0-999
Электронная почта info@tatar-inform.ru
Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
Заместитель генерального директора,
главный редактор русскоязычной ленты
Олейник Василина Владимировна

СОБЫТИЯ
в Яндекс.Дзен
Подписаться
×