Обряд очищения Алгыс: как якутский шаман Кулан Хаан учил казанцев жизненным премудростям

6 Декабря 2018

    Фото: Владимир Васильев
    Автор материала: Наталья Рыбакова
    Древнетюркский обряд очищения и благословения Алгыс провел в Казани потомственный якутский шаман Кулан Хаан. Александр Артемьев, так зовут шамана, два дня занимался в столице Татарстана духовными практиками.

    В первый день Кулан Хаан провел трехчасовой семинар, посвященный внутренней устойчивости к жизненным испытаниям и раскрытию природной силы. Встреча завершилась традиционным обрядом. Второй день гость посвятил личным встречам с людьми по разным вопросам – неприятностям и неурядицам, предательстве, смерти близких, болезням. Люди об этих встречах узнали в соцсетях. Как сообщили организаторы, запись на личный прием была быстро закрыта.

    Игра на бубне и хомусе

    Семинар по духовному росту начался в шесть часов вечера. Сначала на нем собралось около десятка человек, но в процессе подходили новые участники – преимущественно женщины. В результате число гостей выросло почти в два раза. Собравшихся пригласили сесть вокруг шамана полукругом. Желающие снимали обувь. На столе возле Кулан Хаана лежал подготовленный заранее реквизит – громадный бубен, хомус (музыкальный инструмент) и еще какие-то непонятные предметы, один из которых по внешнему виду напоминал конский хвост. Встреча началась с философской беседы.

    «Часто бывает так, что поддержка родных и близких не помогает. Почему? Потому что вибрации человека меняются. Его ритм и внутреннее состояние перестает пропускать энергию, человек отдаляется от самой природы. Многие из нас живут в больших городах, где нет чистой природы, чтобы настроиться на нужный ритм», – начал повествование Кулан Хаан.

    По словам духовного практика, порой современный человек даже не замечает за окном смены времени года. Раньше люди жили в ритме природы, поэтому и игра на варгане звучала по-другому. После этих слов Кулан Хаан сыграл две разных мелодии – спокойную и весьма динамичную, наглядно продемонстрировав разные состояния, в которых находится человек. Далее речь шла об ощущении людьми окружающего пространства, животных инстинктах и внутренней борьбе.


    «Когда человеку холодно, он говорит «мне плохо». Это очень опасно, как только человек так говорит, начинается какой-то внутренний каприз, приостанавливается чувствование. Начинается внутренняя борьба. Люди, которые говорят «мне плохо», не устойчивы в жизни», – сказал шаман.

    Духовный практик считает, что люди ищут внутреннюю удовлетворенность от чего-то внешнего: рождения ребенка, успеха в работе, оплате ипотеки… На самом деле тогда приходит не удовлетворенность, а радость. Чтобы получить полное удовлетворение, нужно особое внутреннее состояние, которое либо есть, либо нет.

    Темнота, боль и транс

    «Темнота – это человеческая боль, которая зависит от детства. Боль передают нам наши предки – отцы, матери, которые в свою очередь получили ее от своих отцов. То, что мы называем своей темнотой, это внутренняя боль. Она передалась нам в виде «подарка» от наших предков. Она не зависит от того, что мы что-то поняли и осознали», – продолжал гость из Якутии.

    Далее участники встречи, сидя на стульях и закрыв глаза, наклонялись вперед, свесив руки и головы. Так они пытались осмыслить свою свободу через дыхание. Это процесс сопровождался громкой игрой на бубне. Люди пытались избавиться от страхов. Шаман учил собравшихся быть свободными от самих себя и одновременно доверять себе и другим людям.


    Твоя внутренняя свобода – самая важная часть в жизни. Она не зависит от изменений во внешнем пространстве. Будь свободен от оценок и действий других людей, от внешнего выражения. Позволь своему телу, душе и подсознанию быть свободными от всего», – учил духовный наставник.

    Кулан Хаан сказал, что внутри у людей много боли. Кто-то много пьет, кто-то употребляет наркотики. Эти явления имеют место в жизни, однако, сам он их не приветствует. Во время духовной практики шаман временами переходил на горловое пение, часто ударял в бубен и махал «конским хвостом», создавая тем самым мистическую атмосферу. Под эту музыку многие входили в транс, издавая громкие стоны, вздохи и даже крики.

    Первая часть древнетюркского обряда Алгыс называется «Очищение». Раньше люди собирались вокруг очага или огня, чтобы обсудить свои проблемы. Также и участники встречи пытались избавиться от своих насущных проблем. Во время обряда шаман неожиданно выкрикивал «Ой-е-е-е-ей», бил в бубен или громко смеялся. Многие мужчины в зале следовали его примеру и тоже издавали громкие звуки. Потом люди встали в два круга – мужской и женский. Таким образом, Кулан Хаан изгонял из участников страх и комплексы по гендерному признаку. Стоя во внутреннем кругу с закрытыми глазами, некоторые женщины плакали. Первая часть семинара завершилась для участников в положении лежа на полу. Люди полностью раскрепостились, отпустив свои проблемы, и почувствовав силу земли.


    «Человеческая простота» и Алгыс

    После перерыва семинар продолжился беседой. Были затронуты проблемы пьянства и некоторые случаи из практики шамана. Он рассказал о людях, в которых увидел «человеческую простоту». Это женщина, которая вышла из запоя ради встречи с Кулан Хааном, мужчина, который в морозный вечер плыл по реке на моторной лодке в одной лишь футболке лишь потому, что забыл надеть пуховик.

    «Мне некоторые люди говорят, что им очень больно. Но боль – это еще не страдание. Боль в страдание превращает ум. Бывает, что человек чувствует холод, но просто к этому относится. Холод – это еще не трагедия и не страдание», – сказал Кулан Хаан.

    В заключение семинара шаман провел обряд Алгыс, во время которого люди стояли в кругу с закрытыми глазами. В разгар обряда Кулан Хаан вызвал дух Азарта. На протяжении трехчасовой встречи духовный наставник призывал всех отпустить ум и не пытаться давать какую-либо оценку своим или чужим действиям. Несмотря на необычную обстановку, в комнате царила позитивная атмосфера. Когда все завершилось, участники семинара не спешили покидать комнату.





    Самое читаемое
    Комментарии







    Общество

    «Мы доверяли ей свои секреты»: татарская общественность простилась с известным журналистом Венерой Ихсановой

    В Казани проводили в последний путь ветерана татарской журналистики Венеру Ихсанову. В разные годы она была редактором крупных республиканских изданий – газеты «Яшь ленинчы» и журнала «Азат хатын». Венера Ихсанова ушла из жизни в возрасте 86 лет. Проводили ее в последний путь родные и близкие, а также бывшие коллеги, руководители татарских СМИ, представители литературного сообщества.

    Общество

    «Отличные были ребята…»: в Альметьевске братья-подростки погибли, отравившись угарным газом в бане

    7 февраля в семье Шагиевых в Альметьевске случилась трагедия – от отравления угарным газом в бане погибли их сыновья, 13-летний Шамиль и 17-летний Равиль. Корреспондент ИА «Татар-информ» связалась с отцом подростков Рамилем Шагиевым.

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна