Новая технология общения в музее: арт-медиация как способ стать ближе к искусству

21 Ноября 2019

    Автор материала: Марат Ишкильдин
    В мире все большую популярность приобретает новая технология общения сотрудников и посетителей музея. Чем заменят в ближайшее время обычные экскурсии, читайте в материале ИА «Татар-информ».

    Из-за изменяющихся трендов российские музеи стараются быть открытыми и интересоваться не только своей жизнью, но и посетителями. Для того чтобы им было комфортно и интересно, сегодня появляются новые методы работы.

    Один из таких методов — это арт-медиация. Метод позволяет специалисту музея не просто рассказывать о выставке и произведениях искусства, но еще и обсуждать их с посетителями. Профессионал арт-медиации является своего рода посредником между искусством и публикой.


    Раньше этим посредником был экскурсовод, который рассказывал материал и публика его внимательно слушала. Это по большей части было одностороннее общение, потому что специалист с высоты своего опыта рассказывает посетителям, как смотреть искусство правильно. Арт-медиация — это диалог с людьми на равных, например как они видят и понимают искусство, и направлена методика на то, чтобы людям в музее было комфортно.

    «Сейчас такие методы не годятся, потому что в последние годы провозглашена культура участия. То есть сегодня человек приходит в музей с собственными правами, он хочет, чтобы его не просто научили, но и поговорили с ним», — сказала ведущий специалист по связям с общественностью сектора прикладной социологии и работы с молодежью Русского музея Наталья Иевлева.



    Сделать поход в музей интересным для всех

    Работать в технике арт-медиации могут работники музея, а также те, кто хочет помочь работе музея. Для этого медиаторам главное уметь интересно вести беседу с посетителями об искусстве. Однако многим перестроиться будет непросто, потому что ранее экскурсовод лишь делился своими знаниями, а теперь им придется разговаривать с людьми об искусстве на равных.

    Задача арт-медиатора заключается в беседе с группой людей. Они должны сделать посещение музея интересным не только для посетителей, которые пришли туда целенаправленно, но и для школьников и студентов, которых туда привели.

    «Контакт с людьми найти не так сложно, главное — заинтересовать их искусством», — отметила Иевлева.


    Для того чтобы человек почувствовал себя спокойным и защищенным, медиатор должен сразу вступить с группой в контакт, понять, что люди хотят от посещения выставки, ведь есть разные зрители — подготовленные, заинтересованные и люди, которые попали в музей впервые или по принуждению.

    В основные навыки медиатора должно входить умение перефразировать или обобщить сказанное аудиторией, активно слушать, а также проявлять интерес к человеку. К тому же медиатор должен иметь хороший интеллект, быть психологом и обязательно вести дневник и записывать лучшие методики работы, а также уметь анализировать свою деятельность.

    О современном искусстве — простыми словами

    В России арт-медиация получила свое распространение с 2014 года, и сейчас она завоевывает все большую популярность. Ведь посетителей в музее будут принимать как равных. Теперь у гостей музея появится право спросить и получить ответ на свой вопрос.

    Часто такой вид деятельности появляется в музеях современного искусства, потому что современное искусство воспринимается людьми порой неоднозначно. Например, подобные техники применяют в Музее современного искусства в Екатеринбурге и музее «Гараж» в Москве.


    «Современное искусство часто не понимают, оно не популярно и оно сложное, поэтому говорить со зрителем — это то, что нужно», — добавила Иевлева.


    Пантомимы, перформансы и личные истории

    Медиация — это творческий процесс, и постепенно сама технология начинает вбирать в себя лучшие практики, но в конечном счете это творчество медиатора, который берет на себя ответственность поговорить с аудиторией об искусстве. Причем обычным общением это может не ограничиться, потому что медиация в музее может принимать даже формы пантомимы и перформанса.

    Например, когда ведущий методист по музейно-образовательной деятельности Русского музея Антон Бойко вел медиацию в Финском музее в Хельсинки, где была художественная выставка, посвященная мигрантам из стран Балтии, приехавшим в Россию, одна посетительница выставки решила рассказать об одном из произведений искусства, которое навеяло ей воспоминания о ее собственной судьбе. Она начала делиться своей историей о них и плакать. В итоге медиация закончилась дискуссией, которая была ей интересна.

    «Это было очень личное открытие искусства человеком в ходе работы, которое открыло остальным посетителям взгляд на это произведение», — добавил Бойко.


    Арт-медиация помогает социализироваться интровертам

    В Казани научно-практический семинар по арт-медиации состоялся около двух лет назад. И в ГСИ РТ также осуществляются медиаторские программы. К примеру, Маргарита Обшивалкина работает медиатором с детьми, также есть девушка, которая занимается инклюзией и выезжает в школы для трудных подростков, где общается с ними с помощью арт-медиации.

    «Молодежь нужно привлекать другим, они много видят и знают, постоянно в сети. Их сейчас интересует не только культурологическая проблема той или иной выставки, а в принципе жизнь», — сказала директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева.



    Развитие техники арт-медиации становится популярнее, потому что в мире и в России в частности появляется большое количество людей-интровертов, которые асоциализируются и перестают общаться с окружающими. Задача арт-медиации — дать людям импульс общения, в том числе и в сфере искусства.





    Самое читаемое
    Комментарии







    Столица

    Судак по-камски и спасительная лыжная палка: татарстанские депутаты о своих мамах

    День матери в России традиционно празднуют в последнее воскресенье ноября. О том, какую роль в их жизни сыграла мама, как она повлияла на профессиональное становление корреспонденту ИА «Татар-информ» рассказали татарстанские чиновники.

    Столица

    «Само „Кольцо“ было ошибкой, а этот проект – ее усугубление»: казанские краеведы и архитекторы раскритиковали план реконструкции торгового центра

    Проект ТЦ «Кольцо» архитекторов из Heads Group Владислава Куликовского и Арсена Хаирова вновь подвергся жесткой критике. Казанские краеведы не согласны с новыми архитектурными и дизайнерскими решениями при реконструкции торгового центра и настаивают на их доработке. О том, что не устроило историков в новом облике территории ТЦ и как они предложили доработать проект, – в материале ИА «Татар-информ».

    еще больше новостей

    © 2019 «События»
    Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
    о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
    коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

    Политика о персональных данных
    Об утверждении Антикоррупционной политики АО "ТАТМЕДИА"
    Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

    Адрес редакции 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
    Телефон +7 (843) 222-0-999
    Электронная почта info@tatar-inform.ru
    Учредитель СМИ АО "ТАТМЕДИА"
    Генеральный директор Садыков Шамиль Мухаметович
    Заместитель генерального директора,
    главный редактор русскоязычной ленты
    Олейник Василина Владимировна